Солнечная система. Космос.ЗвездыСолнечная система. Космос.
НОВОСТИ ИСТОРИЯ МКС БУРАН КОСМОС ЛУНА
СТАТЬИ РАЗРАБОТКИ МИР СПЕЙСШАТЛЛ КОСМОНАВТЫ ССЫЛКИ

Проект Буран
Экипажи Бурана
Судьба экипажа
Энергия

Kosmosmail.ru
Реклама



КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ БУРАН


Экипажи "Бурана" Несбывшиеся планы.


Четко проведенные испытания "Энергии" и "Бурана" в 1988 году вселили оптимизм в руководителей этой программы, которые решительно добивались продолжения испытаний. Из пяти "Буранов", намеченных к строительству в 1976 году, на рубеже 80-90-х годов в готовности к полету было только два корабля:
- изделие 1.01 (собственно слетавший в космос 15.11.1988 в автоматическом режиме ОК "Буран");
- изделие 1.02 (степень готовности к полету в начале 1990 г. оценивалась в 95%, официального собственного имени не имел, неофициально назывался "Птичка" или "Буран-2") Программа последующих испытаний постоянно менялась и по состоянию на начало 1989 г. представляла собой: IV квартал 1991 г. - полет 2К1 (второй корабль - изделие 1.02, первый полет) длительностью 1-2 суток с модулем 37КБ No.37071; I-II кварталы 1992 г. - полет 2К2 (второй корабль - изделие 1.02, второй полет) длительностью 7-8 суток с модулем 37КБ No.37271; 1993 г. - полет 1К2 (первый корабль - изделие 1.01, второй полет) длительностью 15-20 суток с модулем 37КБ No.37270; 1994 г. - полет 3К1 (третий корабль - изделие 2.01, первый пилотируемый полет) длительностью ? суток с модулем 37КБИЭ. Все первые четыре полета "Буранов" должны были быть беспилотными. В полете корабля 2К2 планировалось отработать автоматическое сближение и стыковку с орбитальным комплексом "Мир". Начиная с пятого полета должен был использоваться третий орбитальный корабль 3К, оборудованный системой жизнеобеспечения и двумя катапультируемыми креслами. Полеты с пятого по восьмой тоже считались испытательными, потому экипаж должен был состоять лишь из двух космонавтов. Они намечались на 1994-95 гг. Однако в связи с наметившимся замедлением программы планы испытаний кораблей руководством отрасли были вскоре пересмотрены в сторону сокращения числа полетов с усложнением их программ. Так, в частности, была изменена программа полета 2К1, которая теперь фактически включала все этапы программы полета 2К2. Полет неоднократно переносился по срокам, и по планам середины августа 1991 г. старт намечался на декабрь 1991 г. со следующей программой полета:
- запуск корабля в беспилотном варианте;
- автоматическая стыковка с ОК "Мир" со стороны модуля "Кристалл";
- переход космонавтов, работающих на "Мире", в "Буран-2" с опробованием некоторых его систем в течении суток, в том числе - дистанционного манипулятора;
- расстыковка и автономный полет на орбите;
- запуск пилотируемого корабля "Союз-ТМ" N101 с андрогинным периферийным СУ (АПАС-89) с его последующей стыковкой с "Бураном-2";
- работа экипажа "Союза-ТМ" на борту "Бурана-2" в течении суток;
- расстыковка и посадка "Бурана" в беспилотном режиме. Все эти маневры трех космических объектов должны были имитировать возможность спасения экипажа "Бурана" в том случае, если бы он не мог по каким-либо причинам самостоятельно возвратиться на Землю. Поэтому сами космонавты в Звездном городке называли участвующий в эксперименте "Союз-ТМ" - "Союзом - Спасателем". В 1985 г. в ЦПК была образована группа космонавтов-спасателей, в которую входили три опытных командира: В.Ляхов, Ю.Малышев и А.Березовой. Вместо выбывшего из отряда в июле 1988 г. Ю.Малышева в группу спасателей в 1989 г. был включен В.Титов. В том же 1989 г. А.Березовой и В.Титов приступили к подготовке в качестве спасателей по программе "Буран". В случае необходимости кто-то из них двоих должен был эвакуировать на "Союзе-спасателе" экипаж аварийного "Бурана". Космонавт В.Ляхов продолжил подготовку в качестве спасателя экипажа станции "Мир". Однако летные испытания многоразового корабля затягивались. Первый полет "Бурана" состоялся только 15 ноября 1988 г. Следующий полет (вновь беспилотный), который должен был выполнить второй корабль, как мы знаем, планировался лишь на 1991 г. При таком замедленном темпе работ LБуран¦ в пилотируемом режиме в лучшем случае мог стартовать где-то в середине 90-х годов. Поэтому уже в 1990 г. А.Березовой и В.Титов были возвращены на подготовку по спасательным операциям на орбитальной станции. В 1991 г. в группу спасателей был включен В.Афанасьев, но выбыл из нее в 1992 г. В том же году группу покинули А.Березовой и В.Титов. В 1992-1994 гг. по программе космонавта-спасателя, кроме В.Ляхова, подготовку проходили А.Волков и В.Корзун. В конце 1994 г. группа была расформирована. Однако, когда в 1991 г. первый пилотируемый корабль "Союз-ТМ" N101 с андрогинным периферийным СУ (АПАС-89) из трех заложенных был готов, и после пересмотра плана полетов "Бурана" было принято решение использовать его в полете 2К1, в ноябре 1990 г. в ЦПК были сформированы две группы космонавтов и началась их подготовка. В первую группу (командиры кораблей) были включены космонавты ГКНИИ ВВС (военные пилоты "Бурана"): И.Бачурин, А.Бородай и Л.Каденюк. Во вторую группу (военные бортинженеры) вошли: Э.Степанов, В.Илларионов и Н.Фефелов.Первоначально планировавшиеся на декабрь 1991 г. полеты "Бурана-2" и "Союза ТМ" N101 были перенесены на конец 1992 г.: к политической нестабильности добавились опасения, что в связи с аварией РН "Зенит", первая ступень которого является ускорителем РН "Энергия", все 4 ускорителя будут отправлены на завод изготовитель для повторной проверки. В марте 1992 г. космонавты обеих групп завершили курс подготовки по кораблям "Союз-спасатель" и "Буран" и сдали экзамены. Далее подготовка должна была проводиться в составе экипажей (предварительно намечались экипажи Бачурин-Степанов, Бородай-Илларионов, Каденюк-Фефелов), но этого не случилось, так как к этому времени стало ясно, что LБуран-2¦ не полетит не только в 1992 г., но и в 1993 г. Резкое сокращение финансирования космических исследований привело к новому переносу этого старта (2К1) на конец 1993 - начало 1994 года, который также был отменен. "Союз- спасатель" превратился в конце концов в "Союз-ТМ-16", на котором к орбитальной станции "Мир" полетел 15-й основной экипаж: Геннадий Манаков и Александр Полищук. (Более подробно программа несостоявшихся полетов приведена в журнале "Новости космонавтики") Тем не менее, согласно последнему плану, второй полет "Бурана-2" (2К2) планировался уже пилотируемым. К этому полету кандидатами в состав первого экипажа готовились И.П.Волк и А.С.Иванченков. По свидетельству Г.Е.Лозино-Лозинского, уже после полета "Бурана" стало ясно, что первый полет будет для него и последним, поэтому детальная послеполетная дефектация корабля не проводилась, и после косметических работ на нем проводились работы по отработке транспортировки корабля на самолете-носителе Ан-225 "Мрия" с последующим показом комплекса ОК-самолет-носитель на Парижском авиашоу в 1991г. Одновременно с этим значительно были замедлены, а затем и заморожены работы как на изделии 1.02 на Байконуре, так и на изделии 2.01 в цехах Тушинского МЗ. Сокращение ассигнований на развитие космонавтики, потеря интереса к орбитальному самолету в связи с выработкой Министерством Обороны новой военной доктрины, общее экономическое положение страны, - все это заставило отказаться от намеченных планов. Один из "Буранов" (экземпляр, использовавшийся для прочностных испытаний) стал аттракционом в Центральном парке в Москве. Летные экземпляры законсервированы. В упадок приходит "необитаемый" с 1988 года стартовый комплекс "Энергии"и "Бурана" на Байконуре. Скоро зарастет травой и аэродром "Юбилейный", построенный на краю космодрома, предназначенный для посадки "Бурана". В соответствии с принятой Федеральной Программой Российское авиакосмическое агентство не планирует испытания "Бурана" до 2000 года (после они невозможны по техническим причинам: к 1995 году кончились все регламентные ресурсы на все системы и оборудование "Бурана", на продление которых нет финансовых средств. Если к этому добавить и то, что все сооружения и оборудование космодрома пришли в полную негодность, летные образцы и стартовые сооружения перешли в собственность Казахстана, сейчас можно с уверенностью сказать, что не смотря на отсутствие официального закрытия программы "Энергия-Буран", "Буран" никогда больше не полетит в космос). Таковы последние печальные страницы истории советской космонавтики. В неосуществленной программе "Энергия-Буран" больше всего вызывают сочувствия люди, отдавшие ей годы жизни и упорного труда.
Подготовка космонавтов для полетов на ОК "Буран" осуществлялась по следующим целевым программам:
"Командир экипажа", "второй пилот": подготовка осуществлялась в составе экипажей (группа летчиков-испытателей ГК НИИ ВВС им.Чкалова - 14 человек; отряд Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ им.М.Громова - 11 человек)
"Бортинженер": отряд Головного КБ РКК (НПО) "Энергия" - 6 человек
"Космонавт-исследователь": отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК ВВС)
"Корабль-спасатель" ("Союз-спасатель"): отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК ВВС).
P.S.: 6-й набор в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК ВВС) им.Ю.А.Гагарина в количестве 9 человек проведен приказом Главкома ВВС ¦686 от 23.08.1976 с целью подготовки пилотов по общей программе "Буран"; подготовка группы отличалась от обычной тем, что летчики должны были в кратчайшие сроки получить квалификацию испытателей.








Rambler's Top100



Hosted by uCoz